Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) осуществляется федеральный государственный контроль за деятельностью 18 подразделений охраны (6 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и 12 подразделений ведомственной охраны), имеющих 1 480 обособленных структурных подразделений, использующих в своей деятельности более 135 тыс. ед. огнестрельного оружия, из которого более 108 тыс. ед. – боевое ручное стрелковое, порядка 25 тыс. ед. – служебное, 2,2 тыс. ед. – гражданское и учебное.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгвардией при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны характеризуются относительной стабильностью и длительной неизменностью. В 2020 году Росгвардией в связи с внесением изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации переработан и 9 апреля 2020 г. утвержден новый Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгвардией при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
На сегодняшний день Перечень содержит положения: 5-ти федеральных законов, 28-ти постановлений Правительства Российской Федерации, 2-х приказов МВД России и 1 приказа Росгвардии. В 2020 году проведение территориальными органами Росгвардии контрольно-надзорных мероприятий осуществлялось в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, связанной с реализацией мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и введением моратория на проведение проверок на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами 2 государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление № 438).
В соответствии с Планом проведения Росгвардией плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год обеспечено проведение плановых выездных проверок обособленных подразделений охраны ФГУП «Ведомственная охрана Минсельхоза России» (февраль 2020 г.). Учитывая требования постановления № 438, обеспечено исключение из соответствующих планов проведения плановых проверок в 2020 году всех запланированных с 1 мая проверок (исключено проведение проверочных мероприятий в отношении 144 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (ФКУ «ГУ «Ведомственная охрана Минфина России», ООО «РН-Ведомственная охрана», РОСИНКАС и их обособленных структурных подразделений в субъектах Российской Федерации). С учетом введенного моратория в течение 11 месяцев 2020 года территориальными органами Росгвардии проведено 35 проверок подразделений охраны (в 2019 году – 586), из них 23 (в 2019 году – 255) внеплановых. В 2020 году проверке подвергнуто 8% подконтрольных субъектов, при этом 100 % проверок осуществлены в форме выездных проверок. По итогам проверок выявлено 86 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации (в 2019 году – 1 633). По результатам 19 проверок (в 2019 году – 297), в ходе которых выявлены нарушения обязательных требований, выдано 13 предписаний об их устранении (в 2019 году – 212). 4 проверки завершились составлением протоколов об административных правонарушениях (в 2019 году – 126), общая сумма наложенных в ходе проверок административных штрафов составила 302 тыс. рублей (в 2019 году – 3,85 млн рублей).
Уполномоченными комиссиями территориальных органов Росгвардии в ходе проверок деятельности подразделений охраны выявлены следующие характерные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации: – осуществление охраны объектов не включенных в перечни охраняемых объектов, согласованных с Росгвардией; – несоответствие обязательным требованиям уровня инженернотехнической укрепленности комнат хранения оружия, порядка хранения 3 и учета оружия и специальных средств, оформления документации по обороту оружия и специальных средств; – несоответствие используемого оружия и специальных средств утвержденным Перечням видов, типов и моделей боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также Перечням специальных средств; – закрепление оружия за должностными категориями работников, не предусмотренными Нормами обеспечения оружием; – непрохождение работниками подразделений охраны, исполняющими обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; – непрохождение работниками подразделений охраны ежегодных медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, первоначальной подготовки; – несоблюдение установленных ограничений при приеме граждан на работу в подразделение охраны.
ГУЛРРиГК Росгвардии