AAAAA A A А x

Методические рекомендации

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Методические рекомендации

«Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности»

 

Введение

 

Из всех видов преступлений против общества и личности наиболее опасными являются терроризм, создающий атмосферу страха и неуверенности человека в завтрашнем дне, вызывающий недоверие населения к действующей системе власти.

Территориальные органы Росгвардии и подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в рамках имеющейся компетенции принимают участие в мероприятиях, по реализации установленных Правительством Российской Федерации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также мест массового пребывания людей.

В настоящих рекомендациях рассмотрен алгоритм действий сотрудников подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в случае их привлечения к участию в указанных мероприятиях.

 

Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи сотрудникам Росгвардии, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных федеральными законами от      6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также изданными в рамках их реализации нормативно правовыми актами в области антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и мест массового пребывания людей.

Привлечение сотрудников Росгвардии к участию в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и мест массового пребывания людей предусмотрено подпунктом 27 пункта 9 Приложения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, а также актами Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности таких мест и объектов (территорий).

Методические рекомендации разъясняют общий порядок организации участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей в составе межведомственных комиссий, а также в осуществлении контроля состояния их антитеррористической защищенности.

 

Термины и определения

 

В методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта;

защищенность объекта - уровень организационно-практических мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение противоправных посягательств на объект, устранение или снижение угрозы здоровью и жизни людей от террористических актов и иных противоправных посягательств;

инженерно-техническая укрепленность объекта - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;

инженерно-технические средства защиты - комплекс инженерных средств физической защиты, систем охранной и тревожной сигнализации, обеспечивающий необходимое предотвращение несанкционированного проникновения на объект или охраняемую зону;

категория охраняемого объекта - комплексная оценка объекта, учитывающая его государственную, общественную, экономическую, культурную или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны;

категория опасности объекта - комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства;

криминальная угроза - совокупность условий и факторов, связанная с несанкционированным проникновением на охраняемый объект и (или) совершением на его территории противоправных действий, в том числе террористических;

места массового пребывания людей - территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек;

техническое средство охраны - конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

 

 

1. Порядок организации и участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности, а также мест массового пребывания людей.

 

В соответствии с подпунктом 27 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложены полномочия по организации участия в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов.

Участие сотрудников Росгвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов (территорий) регламентировано приказом Росгвардии от 17 июля 2017 г. № 219 и заключается в процессе установления ими соответствия состояния антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности охраняемых объектов (территорий) предъявляемым требованиям.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.

Для осуществления категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), в ведении которого находится объект (территория), создается межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) определен соответствующим актом Правительства Российской Федерации, регламентирующим его антитеррористическую защищенность.

При этом следует отметить, что обязательность участия сотрудников Росгвардии в деятельности данных межведомственных комиссий предусмотрена только в отношении объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и в отношении мест массового пребывания людей, включенных в соответствующие региональные и муниципальные перечни мест массового пребывания людей.

В отношении иных объектов (территорий) решение о необходимости участия сотрудников Росгвардии в деятельности межведомственных комиссий принимается начальником территориального органа или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя из социальной значимости объекта (территории), наличия структурных подразделений территориальных органов Росгвардии и подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в местах расположения такого объекта (территории), а также возложенной на сотрудников Росгвардии нагрузки по участию в указанных мероприятиях.

В состав комиссий рекомендуется включать наиболее подготовленных сотрудников Росгвардии, обладающих необходимой квалификацией в установленной сфере деятельности и имеющих соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Полномочия сотрудников Росгвардии по участию в данных мероприятиях в обязательном порядке закрепляются в их должностных инструкциях (должностных регламентах).

Следует также отметить, что к участию в работе межведомственных комиссий, как правило, привлекаются по согласованию представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с которыми целесообразно организовать взаимодействие.

Проведение категорирования объекта (территории) предусматривает следующие этапы:

- подготовка к категорированию объекта (территории);

- проведение обследования и категорирования объекта (территории);

- оформление результатов обследования и категорирования объекта (территории).

В ходе подготовки к участию в категорировании объекта (территории) сотруднику Росгвардии, принимающему участие в работе комиссии, необходимо изучить имеющиеся документы, содержащие информацию о состоянии инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности категорируемого объекта (территории), в том числе акты технических осмотров установленных на объекте инженерно-технических средств охраны (при их наличии).

При участии в проведении категорирования сотрудники Росгвардии могут руководствоваться (при их наличии) требованиями ведомственных нормативных актов, национальными стандартами, а также рекомендациями в области антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), если они не противоречат законодательным и иным нормативным правовым актам в рассматриваемой сфере деятельности.

В ходе проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссиями определяется:

- расположение объекта (территории), занимаемая им площадь, конфигурация периметра;

- характеристика местности, непосредственно прилегающей к объекту, наиболее вероятные пути проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;

- наличие потенциально опасных участков, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями и критических элементов, совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии.

Также, членами комиссии изучается:

- режим работы объекта (территории), организация пропускного и внутриобъектового режимов;

- состояние инженерно-технической укрепленности объекта (территории) с учетом предъявляемых требований;

- характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны, их техническое состояние и работоспособность;

- организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств охраны (наличие договора с обслуживающей организацией).

При обследовании объекта (территории) следует провести визуальный осмотр ограждения периметра и отдельных его участков, ворот (калиток), контрольно-пропускных пунктов (транспортных и пешеходных), водопропусков, воздушных трубопроводов, подземных коллекторов (при их наличии) на предмет наличия нарушения средств инженерной защиты (проломов, подкопов, нарушения целостности инженерных заграждений).

В ходе обследования проверяется работоспособность запирающих устройств ворот, калиток, инженерных заграждений, предназначенных для остановки транспортных средств, инженерно-технических средств охраны (технических средств систем обеспечения безопасности), наличие и исправность охранного освещения периметра объекта.

Результаты работы комиссии в сроки, установленные соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) или мест массового пребывания людей, который должен содержать сведения о состоянии их антитеррористической защищенности, решение о присвоении объекту (территории) или мест массового пребывания людей соответствующей категории, а также рекомендации и перечень мероприятий по приведению их антитеррористической защищенности в соответствие предъявляемым требованиям.

Акт обследования и (или) категорирования должен содержать конкретные предписания со ссылками на соответствующие пункты требований, а также сроки их выполнения с учетом финансирования расходов на указанные цели. Включение в акт не конкретизированных мероприятий не допускается (например: «обновить технические средства охраны»).

Акт обследования и (или) категорирования объекта (территории) составляется в достаточном количестве экземпляров, исходя из положений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) данной отраслевой направленности, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.

Следует отметить, что всем членам комиссии, в том числе и сотруднику Росгвардии, предоставлено право отразить в акте обследования и категорирования объекта (территории) или мест массового пребывания людей особое мнение по вопросам соответствия присвоенной категории установленным требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории) или мест массового пребывания людей, а также рекомендациям по усилению мер обеспечения их антитеррористической защищенности.

Формы паспортов безопасности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей, порядок, сроки их подготовки, согласования и утверждения, необходимое количество экземпляров установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей.

Членам межведомственной комиссии рекомендуется обратить внимание собственников (правообладателей) объектов (территорий) и мест массового пребывания людей, что направлять паспорта безопасности на согласование в соответствующие территориальные органы или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо соответствующими сопроводительными письмами.

Причинами отказа в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) или мест массового пребывания людей могут служить:

- несоответствие представленного паспорта безопасности форме, утвержденной соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации;

- несоответствие информации, содержащейся в паспорте безопасности, сведениям, отраженным в акте обследования и (или) категорирования.

При этом отказ в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) или мест массового пребывания людей должен быть оформлен письмом, содержащим мотивированные обоснования со ссылками на пункты положений требований к антитеррористической защищенности ил и разделы формы паспорта безопасности, которым он не соответствует.

Несоответствие объекта (территории) или мест массового пребывания людей предъявляемым требованиям к антитеррористической защищенности в части инженерно-технической укрепленности или физической защиты не является причиной отказа в согласовании паспорта безопасности при условии наличия в нем и (или) акте обследования и категорирования, являющемся его неотъемлемой частью, перечня мер по приведению объекта (территории) в соответствие предъявляемым требованиям.

 

2.       Участие сотрудников Росгвардии в мероприятиях по осуществлению контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей

Предметом контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей является проверка соблюдения собственниками (правообладателями) установленных требований к антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной объекту (территории) или месту массового пребывания людей категории по степени потенциальной опасности.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, возлагается на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения таких объектов (территорий).

Также сотрудники Росгвардии в обязательном порядке включаются в состав комиссии по контролю за соблюдением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Кроме того, представители Росгвардии по согласованию принимают участие в деятельности рабочей группы по контролю за обеспечением антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.

Функция контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности закрепляется в должностном регламенте (должностной инструкции) сотрудника Росгвардии.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарного контроля и выездного обследования на предмет определения состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) или мест массового пребывания людей.

Плановая проверка объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, проводится 1 раз в год в соответствии с планом-графиком проведения плановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий). Ежегодный план-график утверждается руководителем территориального органа Росгвардии (лицом, его замещающим) до 1 декабря года, предшествующего году проведения таких проверок, и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 31 декабря года, предшествующего году их проведения на официальном сайте территориального органа Росгвардии.

Плановая проверка мест массового пребывания людей осуществляется так же 1 раз в год в соответствии с планом, утвержденным председателем межведомственной комиссии, создаваемой руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), либо уполномоченным им должностным лицом.

Документарный контроль заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной собственником (правообладателем) объекта (территории) информации о состоянии его антитеррористической защищенности и об устранении ранее выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (акта ввода в эксплуатацию технических средств охраны, акта установки инженерно-технических средств защиты и т.д.).

В ходе осуществления документарного контроля и выездного обследования антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, сотрудник Росгвардии выполняет проверку:

- наличия и актуальности паспорта безопасности и приложений к нему;

- состояния инженерно-технической укрепленности и инфраструктуры физической охраны;

- работоспособности ТСО;

- устранения ранее выявленных недостатков в инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности;

- организации мероприятий по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны;

- организации мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Результаты проверки оформляются актом проверки объекта (территории).

При выявлении недостатков составляется предписание об их устранении, которое оформляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр предписания хранится в территориальном органе Росгвардии или подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, второй экземпляр выдается руководителю объекта (территории).

По истечении определенных в предписании сроков устранения выявленных недостатков по решению начальника территориального органа Росгвардии может проводится контрольная проверка.

При участии в деятельности комиссий по контролю за выполнением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей сотрудники Росгвардии в пределах своей компетенции осуществляют документарную проверку полноты, достоверности и правильности представленной собственниками (правообладателями) мест массового пребывания людей информации о состоянии их антитеррористической защищенности и устранении выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (акт ввода в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны, акт установки инженерно-технических средств защиты и т.д.).

При проведении комиссиями выездных обследований мест массового пребывания людей сотрудники Росгвардии принимают участие в проверке:

- наличия и актуальности паспорта безопасности и приложений к нему;

- состояния инженерно-технической укрепленности мест массового пребывания людей; оборудования системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения; обеспечения физической охраной; работоспособности ТСО;

- полноты устранения недостатков, ранее выявленных в системе антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации